Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красненская средняя общеобразовательная школа"
с. Красное  Алексеевский  район   Белгородская  область  
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
    • Что предусматривает ФГОС?
      Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    • требования к результатам освоения основных образовательных программ.
    • Стандарт является основой для  разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся.

    • ФГОС начального общего образования 1-4 класс

    • ФГОС основного общего образования 5-9 класс

    • ФГОС среднего общего образования 10-11 класс

    • ФГОС Образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    • Введение обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО

    • Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
    • Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
    • Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 
    • Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка
    • Документы федерального уровня

      Информационно-методическое письмо о введении ФГОС НОО и ООО

      Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 N 115 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

    • Введение ФООП

      Введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. 
      При этом в 2023/24 учебном году 11 классы могут продолжить обучение по учебным планам, соответствующим ФГОС среднего общего образования до вступления в силу изменений 2022 года.
      ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

    • Что такое ФООП 

      Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

      Для каких уровней  образования разработана  ФООП 

      • начального общего (1-4 классы)
      • основного общего (5-9 классы)
      • среднего общего (10-11 классы)

      Что входит в ФООП 

      Учебно-методическая документация ФООП включает

      • федеральные учебные планы;
      • федеральный план внеурочной деятельности;
      • федеральный календарный учебный график;
      • федеральный календарный план воспитательной работы;
      • федеральную рабочую программу воспитания;
      • федеральные рабочие программы учебных предметов;
      • программу формирования УУД;
      • программа коррекционной работы.

      Что будет обязательным для  всех ОО 

      Обязательные для применения - федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования.

      Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.

      Как будут применять ФООП 

      Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП.   

      Когда школы будут переходить  на ФООП 

      Переход  школ на ФООП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года

      Где можно ознакомиться с  ФООП 

      https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm

    Федеральные адаптированные образовательные программы

    В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”» образовательные организации должны разрабатывать основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

    Федеральные адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО(ИН)

    Федеральные адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФАООП УО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденными приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026. Вступило в силу с 10.01.2023г.

    В соответствии с ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать следующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно - обучающихся с УО, АООП):

    • АООП образования обучающихся с УО (с 1 по 4 класс, включая дополнительный класс, с 5 по 9 класс и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования глухих обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слепых обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования слабовидящих обучающихся с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс);
    • АООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) с УО (с 5 по 9 и с 10 по 12 класс).

    АООП адаптируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

    Структура ФАООП УО включает целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.

    ФАООП УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП УО (вариант 1) и федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).

    Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

    В реализации ФАООП УО (вариант 1) может быть выделено два или три этапа:

    I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс;

    Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

    II этап - 5 - 9 классы;

    Цель второго этапа направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    III этап - 10 - 12 классы.

    Цель третьего этапа реализации ФАООП УО направлены на углубленную трудовую подготовку и социализацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

    Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по ФАООП УО (вариант 2), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

    Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

    Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФАОП ДО)

    Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФАОП ДО) утверждена Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вступило в силу с 07.02.2023г.

    Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

    ФАОП дошкольного образования состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. ФАОП ДО содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования дошкольников с ОВЗ на уровнях. Еще ФАОП ДО включает варианты программ для дошкольников разных нозологий.

    Федеральные адаптированные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО, ФАОП СОО)

    Оба документа вступили в силу 02.04.2023г. Образовательным организациям, где учатся дети с ОВЗ, необходимо разработать на основе ФАОП свои АООП и утвердить их к 01.09.2023 г.

    ФАОП начального и основного общего образования состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Каждая ФАОП содержит учебно-методическую документацию, которая определяет единые требования к объему и содержанию образования школьников с ОВЗ на уровнях НОО и ООО. Еще каждая ФАОП включает варианты программ для учеников разных нозологий.

    В ФАОП НОО включили 26 вариантов АООП. Для обучающихся с ТНР и ЗПР в ФАОП НОО прописали по два варианта АООП. В варианты программ для школьников с нарушениями слуха, зрения, НОДА и РАС включили еще варианты для учеников с легкой умственной отсталостью и для учеников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    В ФАОП ООО включили по два варианта для каждой нозологии. Варианты программ в ФАОП ООО разработали только для школьников с ОВЗ без нарушений интеллектуального развития.

    Варианты программ для школьников, у которых ОВЗ сопровождается интеллектуальными нарушениями, включили в ФАОП УО (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026).

    В ФАОП НОО и ООО прописали требования к школьным АООП. Например, АООП должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию школьников. При этом содержание и планируемые результаты каждой АООП должны быть не ниже ФАОП уровня образования.

    На уровне НОО школам необходимо привести адаптированные образовательные программы в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО.

    АООП ООО необходимо скорректировать под ФГОС ООО и ФАОП ООО. Кроме того, на уровне ООО при реализации любого варианта ФАОП необходимо применять федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

    Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП

    Учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

    Информационная поддержка введения ФООП

    На портале Единого содержания общего образования Конструктор рабочих программ обновлен в соответствии с ФООП в части шаблонов учебных программ по предметам непосредственного применения:
    НОО: Русский язык, Литературное чтение, Окружающий мир
    ООО и СОО: Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ: https://edsoo.ru/constructor/

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПЕРЕХОДУ НА ФООП

    Региональный уровень 

    Школьный уровень

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике